|

Заемщики с более высокой финансовой дисциплиной хуже обслуживают свои займы

В правительстве неоднократно подымался вопрос о необходимости ликвидации финансовой безграмотности. В качестве аргумента приводился тот факт, что многие россияне, не осознавая рисков и последствий, а также не имея возможности оценить свой уровень платежеспособности, увязли в долгах и теперь их ждут судебные разбирательства и принудительное взыскание проблемных кредитов и займов. Еще одним фактором, который тоже подтолкнул правительство повышать финансовую грамотность потребителей, стало появление большого числа финансовых пирамид: учитывая, что Центробанк буквально признался в своей несостоятельности эффективно бороться с данным явлением, важно донести до граждан информацию о высоких рисках сотрудничества с подобными компаниями, что убережет их от обмана и потери средств.

Изначально никто не сомневался в несомненных выгодах от повышения финансовой грамотности потребителей, причем предполагалось, что больше всех в этом заинтересованы добросовестные кредиторы (банки, МФО), считая, что так им будет проще продавать свои продукты, не опасаясь, что их репутация будет уничтожена нечестными компаниями. С другой стороны, высокий уровень грамотности поможет снизить количество жалоб от заемщиков, которые берут деньги, не вникая в условия кредитования, а потом пытаются доказать, что их ввели в заблуждение или обманули при подписании договора займа. Все это привело к появлению различных кампаний, суть которых сводится к информированию потребителей о действующих законодательных нормах, что уже приносит определенные плоды: так, по данным опроса Национального агентства финансовых исследований, самооценка финансовой грамотности граждан заметно увеличилась, правда эксперты считают, что в данном случае сложно понять, что стало предпосылкой для появления такой динамики: эффективная работа «просветителей» или накопление у потребителей критической массы опыта, причем преимущественно негативного.

Уже очевидно, что россияне стали лучше разбираться в финансовых услугах, которые предлагают не только банки, но и микрофинансовые организации, хотя активным кредитованием они начали заниматься только несколько лет назад. А чтобы закрепить эффект, Минфин выступил инициатором проведения других мероприятий по обучению россиян финансовой грамотности, участниками которых станут представители банков и других поднадзорных ЦБ компаний.

Вот только все это спровоцировало обратный эффект: согласно исследованиям НАФИ, заемщики стали хуже обслуживать свои кредитные обязательства, при этом они с таким же энтузиазмом вступают в финансовые пирамиды, полагая, что, благодаря полученным знаниям, они смогут забрать свои деньги до краха такой компании, перехитрив мошенников. Тоже самое можно сказать и об увеличении просрочки по кредитам и микрозаймам: полагая, что они имеют необходимый опыт, заемщики отказываются от утомительной процедуры планирования и ведения семейного бюджета, что приводит к возникновению проблем при выплате долгов. Вот и получается, что, повышая кредитную грамотность россиян, правительство только подталкивает их к долговой яме, создавая у них призрачную иллюзию, что они смогут легко выплатить все взятые займы.

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !