|

Вместо МФО россияне снова идут в коммерческие банки

Двукратное сокращение темпов прироста портфелей микрофинансовых организаций свидетельствует об изменении потребительских предпочтений граждан: несмотря на то, что в последний год россияне активно пользовались микрозаймами, не желая связываться с коммерческими банками, которые максимально ужесточили требования к своим заемщикам, на данный момент эксперты фиксируют обратный процесс. Теперь ключевое значение имеет стоимость заемных средств, а в этом плане бесспорными победителями являются банки, предлагающие кредиты по более адекватным процентным ставкам.

Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), прирост портфелей беззалоговых займов МФО (до зарплаты или на покупку потребительских товаров) в третьем квартале все-таки снизился: если за первые три месяца года прирост составил 13,6%, в результате чего совокупный объем составил 39,3 млрд. руб. при том, что во втором квартале уже 29,4%, то в третьем квартале вместо роста была зафиксирована отрицательная динамика – 16,43%, что почти в два раза ниже, чем кварталом ранее. Таким образом, совокупный портфель увеличился до 59,25 млрд. руб., что все равно не так оптимистично, как планировали микрофинансисты. Другие крупные Бюро кредитных историй («Эквифакс кредит сервисиз» и Объединенное кредитное бюро) не смогли предоставить актуальные данные, сославшись на отсутствие выборки по МФО.

Эксперты уже выдвинули свои версии, что стало причиной замедления темпа прироста микрофинансового рынка. Самый главный фактор – это переход клиентов в банковский сектор, где хоть и сложно получать кредиты, но есть реальная возможность существенно сэкономить при их использовании, учитывая несопоставимость процентных ставок. И это полностью подтверждают банкиры, отмечая, что в конце 2014 года и начале 2015 года из-за роста ключевой ставки многие банки увеличили свои процентные ставки, в результате чего разница между стоимостью займов и кредитов значительно сократилась, что сразу отметили клиенты. При этом МФО более охотно выдавали деньги, что и было решающим критерием для заемщиков, которым срочно нужны были финансовые ресурсы для решения материальных проблем. Но во втором полугодии ситуация изменилась и ЦБ снизил ключевую ставку, за чем неминуемо последовал обратный процесс: банки снизили стоимость выдаваемых кредитов в среднем на 10 п. п., поэтому условия их кредитования стали более привлекательны для заемщиков. Это увеличило приток клиентов, тем более что к этому прибавился отложенный спрос на кредиты.

Но микрофинансисты не считают текущую ситуацию своим поражением, полагая, что сокращение прироста связано с сезонностью, влияющей на предпочтения граждан. По словам главного исполнительного директора компании «Домашние деньги», в летний период из-за большого количества отпусков объемы кредитования всегда сокращаются, а восстановление происходит только в конце августа. Это подтверждает статистика за второй квартал 2015 года: перед майскими праздниками и летом потребители активно берут займы, желая потратить их на отдых и развлечения. Впрочем, Бахвалов признает, что в третьем квартале прирост объема портфеля оказался не таким большим, как во втором квартале, хотя это и не отражает общую динамику на рынке и не свидетельствует о переходе клиентов из МФО в коммерческие банки. 

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !