|

В России появились электронные площадки для реализации проблемных долгов

На российском рынке коллекторов появились новые игроки, которые могут внести свою лепту в нормализацию ситуации с проблемной задолженностью – речь идет об электронных площадках по реализации просроченных кредитов и займов с аукционов. Но, несмотря на ряд преимуществ использования такого способа продажи долгов, по мнению экспертов, это может отразиться на репутации кредитора, так как победу в аукционе может одержать недобросовестный коллектор, который готов использовать даже противоправные методы взыскания долгов.

О росте количества подобных площадок рассказали сами участники кредитного рынка. В частности, в середине апреля свою работу начала площадка «Долговая площадка», специализирующаяся на продаже цессионных долгов. Аналогичную услугу в ближайшее время собирается запустить и «Финкарта» при том, что в январе на рынке появилась площадка Loansales.ru, цель которой – это помощь в подборе кредитных портфелей, в чем нередко нуждаются покупатели.

Ранее (с 2015 года) в России работала только одна подобная площадка – «Призма», собственником которой было Бюро кредитных историй «Эквифакс». Но пока на ее счету только одна успешно завершенная сделка.

Подобные компании используют аналогичную схему работы: кредиторы размещают на площадках свои предложения по продаже проблемных долгов, а коллекторы выбирают ту часть сегмента, которая полностью соответствует их критериям (например, принадлежность по региону). При необходимости несколько похожих долгов от одного кредитора можно объединить в один пул, что увеличит вероятность его продажи.

За возможность разместить свое предложение на площадке продавец должен оплатить комиссию в размере 2-3% от реализованных коллекторам долгов. Протестировать подобную схему работы уже готовы несколько банков. И если их опыт будет успешным, то их примеру, возможно, последуют и микрофинансовые организации, тем более что они заинтересованы в качестве своих портфелей в виду обязательного резервирования потерь по своим кредитным обязательствам (до конца 2017 года объем резервирования составит 100% портфеля, что отразится на их показателях прибыли).

Потребность в создании подобных площадок – это следствие существенного падения цен на рынке цессии. Стоимость таких портфелей в зависимости от их качества находится в пределах 0,5-1% от суммы задолженности. Но ни банки, ни МФО не готовы продавать такие долги по низкой стоимости. Зато в процессе аукциона можно добиться повышения цены, что выгодно кредиторам, причем максимальный рост может составить 25-30%.

Отметим, что продажа портфелей и ранее проходила через подобные электронные площадки. Но это осуществлялось не на специализированных сервисах, поэтому они не были «заточены» под отдельный вид закупки. Кредиторы считают, что теперь им будет гораздо проще избавиться от проблемных долгов с максимальной для себя выгодой, хоть это и будет им стоит определенных репутационных рисков. «Потенциальный риск в том, что на аукцион могут прийти недобросовестные покупатели, что в впоследствии может сказаться на имидже кредитора»,— поясняет один из экспертов. Одно дело, если портфель продается «проверенному» коллектору, который зарекомендовал себя с хорошей стороны, и совсем другое, если продажа осуществляется незнакомой компании, где нет никакой уверенности, что в ходе процедуры взыскания никто не будет нарушать закон и права должников. 

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !