|

Регулятор планирует усилить надзор за соблюдением прав заемщиков

Согласно предписанию Центробанка, Бюро кредитных историй будут обязаны проводить плановые проверки кредитных организаций, которые запрашивают у них сведения из кредитных историй клиентов с целью выяснения, давали ли они свое согласие на получение такой конфиденциальной информации. Это поможет выявить случаи нарушения действующего законодательства, а также повысить прозрачность кредитного рынка.

Чтобы снизить риски кредитования, банки и микрофинансовые организации обращаются за помощью в Бюро кредитных историй, в которых хранятся сведения о заемщиках. В частности, исходя из полученной информации, кредитор может оценить финансовые возможности клиента по погашению долга и его уровень кредитной нагрузки, что поможет спрогнозировать платежную дисциплину при выплате взятого кредита или займа.

Но на получение таких сведений требуется согласие заемщика, чем часто пренебрегают кредитные организации, что противоречит закону «О кредитных историях». Такое согласие должно быть оформлено на бумажном носителе или, если оно дается в электронном виде, клиент должен поставить электронно-цифровую подпись, чтобы наделить кредитора правом получать сведения из БКИ.

Кредитная история имеет достаточно сложную структуру и состоит из нескольких обязательных частей: титульной части, в которой указываются паспортные и регистрационные данные потребителя, ИНН, СНИЛС и т.д.; основной части, где отражены все кредитные обязательства, независимо от срока их действия и состояния, а также закрытой части, куда могут получить доступ только следователи и судьи (в ней указаны реквизиты кредиторов, которые делали запрос на получение кредитной истории клиента).

С прошлого года в БКИ появилась еще одна часть кредитной истории – информационная, где содержатся все данные об обращениях клиента за получением кредитов или займов, сведения об одобрениях или отказах в выдаче средств с указанием причины такого решения кредитора, данные о просрочке более 120 дней и т.д. Примечательно, что получить доступ к этой части кредитной истории кредитор может без согласия клиента, что не противоречит действующему законодательству.

Как отметил представитель ЦБ, такое изменение в регулировании деятельности БКИ – это попытка обезопасить россиян от несанкционированного использования их персональных данных.

По словам Елены Докучаевой, президента компании «Секвойя Кредит Консолидейшн», данная инновация может быть весьма оправданной и актуальной. «Эти меры особенно актуальны в период активизации мошенничества с персональными данными — кражи, связанные с финансовыми аферами, выросли с начала года на 12%. Но под новацию попадают как профессиональные игроки финансового рынка (в том числе коллекторские агентства), так и организации, оказывающие услуги населению, чьи методы работы с персональными данными и способы их хранения и защиты резко разнятся», - пояснила Докучаев. В частности это касается салонов красоты и медицинских учреждений, где личные данные клиентов хранятся в общем доступе, хотя те же коллекторские агентства используют специальные программы, предотвращающие копирование данных во избежание их передачи третьим лицам. 

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !