|

МФО растут, но пока только онлайн

В первом полугодии микрофинансовым организациям удалось не только удержать свои позиции, а и нарастить объемы кредитования при том, что их ближайшие конкуренты – банки только сокращали программы и приостанавливали выдачу новых ссуд. Но такой рост был отмечен далеко не на всех сегментах микрофинансового рынка: портфель МФО вырос преимущественно из-за высокого спроса на онлайн займы, поэтому в виду их высокой маржинальности на них большую ставку делают и сами микрофинансисты, а инвесторы, в виду доходности таких кредитных обязательств, готовы вкладывать деньги в такой бизнес.

По данным саморегулируемой организации НП «МиР», по итогам первого полугодия 2015 года МФО нарастили портфель до 19,71 млрд. руб., что на 9,5% (или на 2,7 млрд. руб.) больше, чем на начало месяца. Большая часть прироста была сформирована за счет клиентов, которые не смогли воспользоваться банковским кредитованием, и были вынуждены обратиться в микрофинансовые организации за получением потребительских займов. «Ряд клиентов остро нуждались в деньгах, но из-за ужесточения рисковой политики банков не могли получить кредит. Из всех пришедших в МФО в первом полугодии заемщиков порядка 20% — это люди, которым по той или иной причине не одобрили кредит в банке. Раньше таких клиентов было вдвое меньше — около 10%», - пояснила замдиректора по развитию бизнеса МФО "МигКредит" Динара Юнусова.

При сегментном анализе видно, что единственный вид микрозаймов, которые продемонстрировали существенный рост и увеличение доли в совокупном портфеле, стали краткосрочные займы, которые выдаются через Интернет: за 6 месяцев этого года вместо 3% их доля выросла до 4,9% при том, что целевые офлайн займы, наоборот, сократились с 61,9% до 61%, а займы для бизнеса – с 15,1% до 14,5%.

По мнению экспертов, рост онлайн займов можно объяснить большим интересом традиционных МФО к такому виду кредитования, а также высоким доверием кредиторов и их желанием вкладывать в такой бизнес свои деньги.

Участники рынка полностью согласны с таким мнением. Как отметил исполнительный директор «Нано-финанс» Расим Исмаилов, сегодня многие компании, осуществляющие выдачу займов в своих офисах и киосках, постепенно переходят в онлайн, наращивая объем выдачи таких обязательств. «В первую очередь это обусловлено снижением операционных расходов — компаниям не придется тратить средства на содержание офисов, выплату зарплат сотрудникам и прочее»,— поясняет он.

Онлайн микрозаймы действительно очень удобны, так как на их выдачу не нужны большие денежные и временные затраты (для этого используются специализированные онлайн-сервисы либо разовый выезд кредитного сотрудника к клиенту). При этом «МигКредит», начиная с четвертого квартала 2015 года, начнет осуществлять полноценную выдачу микрозаймов через Интернет, сохранив при этом и долю офлайн бизнеса.

Инвесторы ценят такой вид деятельности из-за его высокой маржинальности. За счет существенной экономии средств при выдаче займов, они могут рассчитывать на более высокую доходность, которая сегодня составляет до 30% в год.

«Если в январе объем инвестиций в наш бизнес со стороны инвесторов (физлиц и неинституциональных инвесторов) составлял в среднем 8-9 млн. руб. в месяц, то летом эта цифра выросла до 10-13 млн. руб.»,— отмечает гендиректора онлайн-МФО «Займо.ру» Дмитрий Селиванов.

Но, несмотря на преимущества, онлайн займы имеют и неоспоримые недостатки. Во-первых, это высокая стоимость займов для клиентов по ставкам до 642,3% годовых. Во-вторых, это значительные риски для инвесторов, так как при выдаче таких ссуд отсутствует физический контакт с заемщиками и отлаженный скоринг, позволяющий отсеивать тех, кто не сможет вовремя вернуть долг. 

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !