|

МФО приходится рассчитывать на некачественных заемщиков

На кредитном рынке разгорелась нешуточная борьба за качественных клиентов. Но так как более адекватные условия предлагают не микрофинансовые организации, а банки, у них больше шансов привлечь на обслуживание тех, кто сможет в срок выплачивать свои кредиты.

Кризис только ухудшил материальное положение граждан, хотя многие из них все равно берут потребительские ссуды, чтобы закрыть брешь в семейном бюджете. И если еще год назад полученные от кредитных организаций деньги направлялись на дорогостоящие покупки, ремонт и путешествия, то при нынешних обстоятельствах они используются преимущественно для покрытия непредвиденных трат или для покупки необходимых товаров.

С другой стороны, отмечается высокая закредитованность населения, когда выплата двух или трех кредитных обязательств является общепринятой нормой, а последующие кредиты берутся только для оплаты образовавшихся задолженностей. В таких условиях (с учетом высокого риска потери работы или части доходов), заемщики не всегда могут своевременно погашать полученные ссуды, а кредиторы вынуждены более тщательно таргетировать тех, с кем стоит подписывать кредитный договор.

На данный момент банки делают ставку только на качественных заемщиков, практически отказавшись от выдачи кредитов без справок о доходе и экспресс-кредитов. Это можно объяснить особенностями регулирования банковского сектора и требованиями регулятора, когда необходимо создавать резервы на случай потерь по просроченным обязательствам. Для такой категории клиентов банки готовы создавать самые лояльные условия по обслуживанию, начиная от выгодных ставок и заканчивая индивидуальными программами, которые полностью соответствуют их требованиям.

Но уже очевидно, что невозможно полностью удовлетворить спрос потребителей только за счет банковского кредитования, где большой процент отказов по кредитным заявкам. Та категория клиентов, которые испытывают временные финансовые проблемы, имеют непогашенные долги и испорченную репутацию, тоже нуждаются в кредитной поддержке. А за неимением возможности брать кредиты в банках, они переключаются на микрофинансовые организации, где готовы сотрудничать с такой категорией клиентов.

Фактически банки получили монополию на качественных клиентов, а МФО с их ставками и штрафами приходится довольствоваться теми, кто не всегда может возвращать взятые деньги. При этом ожидаемый переток заемщиков, который не так давно предрекали эксперты, произошел только за счет тех, кто не может претендовать на более дешевые банковские кредиты.

Впрочем, в широком смысле этого слова, некачественные клиенты – это необязательно те, которые гарантировано будут уклоняться от погашения долга. К этой категории сегодня также относятся потребители, которые не имеют официального трудоустройства, что можно отнести к достаточно распространенному явлению на трудовом рынке РФ. Другими словами, фактически у заемщика могут быть деньги для оплаты кредита, но он не может подтвердить это соответствующими документами, за чем последует отказ по кредитной заявке. И именно на таких некачественных заемщиков МФО и переключили свое внимание, заложив риски в процентные ставки.

Отметим, что небанковские кредитные компании тоже ужесточили скоринг и стали пристальнее изучать финансовое состояние потенциальных клиентов. Как следствие – увеличение процента отказов и повышение качества кредитных портфелей.

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !