|

МФО не боятся конкуренции

Согласно результатам исследования индикаторов финансовой доступности, в кризис россияне предпочитают брать деньги взаймы не у кредитных компаний, а у своих родственников или друзей. К тому же возрастающим спросом начинает пользоваться р2р-кредитование, хотя в качестве площадок (посредников), где встречаются кредиторы и заемщики, нередко выступают микрофинансовые организации.

На фоне констатации факта сжатия банковского сектора, кредиторов все чаще беспокоит вопрос, смогут ли МФО стать реальными соперниками коммерческих банков.

Интересен тот факт, что на прошлой неделе Центробанк провел анализ небанковских финансовых организаций, исходя из которого пришел к выводу, что по количеству выданных займов они пока не могут конкурировать с банками. Так, за 9 месяцев 2015 года было выдано 8,5 трлн. руб., причем на долю НФО пришлось только около 380 млрд. руб., из которых на МФО – 105 млрд. руб.

Заметно отстает рынок взаимного кредитования: так, по данным регулятора, за аналогичный период совокупный портфель сделок на р2р-площадках составил порядка 100 млн. руб., а получателями займов становились преимущественно физические лица, в то время как в развитых странах подобный вид кредитования является актуальным источником получения средств частными предпринимателями и субъектами малого и среднего бизнеса.

По мнению представителей ЦБ, полученные ими данные все равно не отражают реальную ситуацию на рынке взаимного кредитования, так как за изучение р2р-площадок регулятор взялся только в этом году. Предпосылка для такого интереса – это активное развитие данного рынка, увеличение количества площадок и совершаемых сделок. Но потенциал у взаимного кредитования все-таки есть, что подтверждают результаты опроса заемщиков: 24% из них не доверяют банкам, 40,4% МФО, с КПК не хотят иметь дело 34,4% опрошенных, а ломбарды обходят стороной 32,6% респондентов. При этом большая часть потребителей (64,1%) признались, что в кризис они предпочитают брать деньги у своих друзей или родственников, таким образом, социальные связи до сих пор играют решающую роль в кредитном поведении граждан.

С такими данными полностью согласен управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Павел Самиев, поясняя, что 80% опрошенных предпринимателей четко заявили, что сегодня они готовы брать деньги только у близких людей. А для реализации таких кредитных сделок очень удобны площадки по взаимному кредитованию, так как на них можно получить деньги без бюрократии и лишних вопросов по ставкам, которые гораздо ниже тех, которые предлагают микрофинансовые организации.

«В этом сегменте отсутствует нормальная система оценки рисков, при этом некоторые площадки предоставляют займы по 15% годовых, что даже ниже, чем у банков. Это говорит о том, что, скорее всего, оценка происходит на уровне личных связей и знакомств. А значит, сомнительно, что услуга широко доступна для любого клиента. Своего рода, это пока услуга для своих», - отметил Самиев.

В качестве примера можно привести достаточно типичную ситуацию, когда в проекте связаны участники одной социальной группы (заемщики, инвесторы), а работодатель гарантирует выполнение кредитного обязательства.

Впрочем, Самиев считает, что хоть у р2р-площадок потенциал все-таки есть, но он сравнительно небольшой и такие компании не станут достойной конкуренцией МФО. Развитию данного рынка также мешает отсутствие четкого законодательного статуса р2р-деятельности, что отпугивает потенциальных инвесторов. В связи с этим директор СРО «МиР» Андрей Паранич уверен, что р2р не окажет существенного влияния на микрофинансовый сектор, по крайней мере, в ближайшие несколько лет.

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !