|

МФО могут поднять процентные ставки по займам

За год средняя стоимость рыночных источников фондирования выросла на 9 процентных пунктов и достигла значения 26%. Это не могло не повлиять на политику микрофинансовых организаций, которым все сложнее привлекать средства для ведения кредитной деятельности. По мнению экспертов, реальным итогом будет повышение процентных ставок по займам для физических лиц, что существенно увеличит долговую нагрузку населения.

Но если МФО и сложно привлекать средства инвесторов или кредиты банков, то это никак не влияет на спрос на их услуги. Россияне активно интересуются их микрозаймами, не имея возможности брать деньги по другим кредитным программам. Причем их не отпугивают даже такие высокие процентные ставки, которые в среднем составляют 500-600% в год, что объясняется отсутствием другой альтернативы и сдержанной политикой иных участников рынка – коммерческих банков, предпочитающих переждать кризис и не наращивать портфель проблемной задолженности.

Повышенный спрос может спровоцировать рост процентных ставок, о чем все чаще говорят микрофинансисты. «В 2016 году, скорее всего, эта тенденция продолжится, поскольку появления недорогих источников фондирования не предвидится и комфортнее всего себя будут ощущать те компании, учредители которых могут использовать для кредитования свой капитал», — поясняет генеральный директор компании «Фаст Финанс» Дмитрий Коршунов.

Повышение процентных ставок продиктовано не только желанием микрофинансистов заработать на гражданах, которые столкнулись с финансовыми трудностями. Это еще и ответная реакция на рост проблемной задолженности, обусловленный снижением реальных доходов потребителей, высокой инфляцией и безработицей. Чтобы перекрывать убытки от невозвращенных долгов, МФО закладывают их в стоимость новых займов, что дает возможность компаниям работать даже в такое сложное время. При этом они не так ограничены значением ПСК, как коммерческие банки, что создает неравные условия для развития таких институтов.

Нельзя не отметить и самоочищение рынка, так как с него постепенно уходят те микрофинансовые организации, которые не сумели преодолеть негативные последствия кризиса или проявить необходимую гибкость в условиях наличия тех или иных макроэкономических факторов. Чтобы удержаться на плаву, необходимо оперативно оптимизировать скоринговые модели и сокращать издержки, закрывая нерентабельные отделения или увольняя неквалифицированных работников. Один из вариантов оптимизации – это переход в онлайн, что делает все больше компаний. Впрочем, кредитование через Интернет можно воспринимать только как один из способов привлечения новых клиентов, так как большая часть МФО осуществляют выдачу и офлайн займов в своих офисах или через агентскую сеть.

На микрофинансовом рынке наступил переломный момент, который во многом определит направление для его развития. Но уже очевидно, что многие «слабые» игроки с некачественными активами очень быстро прекратят свое существование, а «сильные» - воспользуются моментом, чтобы укрепить свой бизнес и занять новые рыночные ниши, которые ранее принадлежали конкурентам. 

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !