|

Кризис повышает уровень финансовой грамотности россиян

Не так давно социологи сделали крайне интересное наблюдение: перед очередным витком экономического кризиса, за чем неизменно следует снижение уровня доходов граждан, их финансовая грамотность резко повышается, что подтверждают данные многочисленных опросов. Так, например, по сравнению с показателями 2013 года, когда отмечался бум потребительского кредитования, на 7% повысилось количество россиян, которые считают себя полностью компетентными в денежных вопросах. Впрочем, некоторые были вынуждены сделать определенные выводы только исходя из собственного «печального» опыта, вследствие чего они вынуждены теперь отдавать часть своих доходов для оплаты ежемесячных платежей.

С другой стороны, данные опроса выглядят поистине фантастически, если учесть высокий уровень закредитованности населения с динамикой дальнейшего увеличения объемов задолженности граждан. Это привело к тому, что только банкам россияне задолжали порядка 1,1 трлн. рублей, в то время как год назад совокупная задолженность составляла только 600 млрд. При этом 38% должников имеют не один просроченный кредит, а несколько проблемных ссуд, полученных в банках или микрофинансовых организациях. А в отдельных случаях заемщики имеют даже более 20 непогашенных займов.

В свою очередь эксперты подтверждают данные статистики: на 1 сентября 2015 года просрочка сроком более 90 дней по отношению к общему портфелю кредитных обязательств составляет 10,6%, что в денежном эквиваленте соответствует 1,14 трлн. руб. У микрофинансовых организаций,      специализирующихся на розничном кредитовании, ситуация не лучше: порядка 43% займов погашаются с нарушением сроков выплат, а часть из них и вовсе никогда не будет возвращена заемщикам, по крайней мере, в добровольном порядке и без судебного взыскания.

Но все чаще можно услышать о том, что по мере углубления кризиса растет и уровень финансовой грамотности россиян. В подтверждение этого говорит тот факт, что финансового омбудсмена Павла Медведева и Роспотребнадзор граждане буквально завалили жалобами на действия банков и МФО, которые нарушают закон и выдают слишком дорогие ссуды. Причем поток таких обращений настолько большой, что в ведомствах не могут их вовремя обрабатывать, нарушая сроки расследований.

Генеральный директор сервиса «Робот Займер» Сергей Седов полагает, что возросшее число жалоб не является сигналом повышения финансовой грамотности россиян. В кризис средства массовой информации постоянно выдают населению статьи и материалы о деньгах, кредитах и займах, формируя у граждан превратное мнение, что они хорошо разбираются во всех этих вопросах, что и отражается на результатах опросов. Но на практике это далеко не так: россияне по-прежнему охотно берут деньги под высокий процент, при этом их платежная дисциплина все время ухудшается.

Лишившись своего дохода, должник пытается самостоятельно урегулировать вопрос с кредитором, но если переговоры не дают реального результата, то он обращается с жалобой к финансовому омбудсмену на отсутствие возможности получить реструктуризацию задолженности. И действительно на такие уступки готовы идти только некоторые банки и крупные МФО, в то время как другие участники рынка предпочитают сразу же приступать к взысканию долгов, обращаясь в суды или к коллекторам. 

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !