|

Коллекторы все чаще нарушают права клиентов

Существенное сокращение объемов потребительского кредитования повлекло за собой падение спроса на услуги коллекторов, которые, не желая мириться с низкой прибылью, стали ужесточать подходы к взысканию проблемных долгов, что все чаще влечет за собой нарушение прав должников. Так, профессиональные правозащитники отмечают значительное увеличение числа жалоб от бывших заемщиков на незаконные действия сотрудников коллекторских агентств.

У Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) есть свои данные о количестве обращений потребителей: за первое полугодие этого года на деятельность взыскателей пожаловалось 1,5 тыс. человек, а это практически столько же, сколько поступило жалоб в 2014 году. Как отмечает руководитель контрольного комитета НАПКА Дмитрий Теплицкий, по сравнению с аналогичным периодом количество обращений возросло примерно на 20% и если в крупных городах взыскание происходит без нарушения действующего законодательства, то в регионах такие специалисты опускаются до угроз и оскорблений неплательщиков, расклеивая на дверях объявления и отправляя должникам письма крайне нелицеприятного содержания. Кроме того, коллекторы связываются со знакомыми неплательщиков и рассказывают им об их проблемах и долгах, что идет вразрез с нормами закона. Но все это можно объяснить снижением доходности коллекторского бизнеса и желанием активнее взыскивать долги, несмотря на падение доходов граждан.

Низкая рентабельность – это результат небольшого объема предложений по продаже плохих долгов от банков и МФО. По данным Национальной службы взыскания (НСВ), за первые 6 месяцев этого года практически не наблюдалось первичное размещение долгов по агентской схеме, а коллекторы смогли получить только 219 млрд. руб. просроченных обязательств.

До этого коллекторский рынок демонстрировал рост в среднем на 45% в год. «Плохими» были только 2008-2009 года, когда банки, которые были единственными участниками кредитного рынка, практически заморозили выдачу потребительских ссуд. Сейчас наблюдается аналогичная ситуация, так как объем розничного кредитования сократился почти на 4,9%.

Снизилась и маржинальность коллекторского бизнеса с 15-35% до 5-10%, а при таком скромном размере вознаграждения коллектор не может проводить тщательную работу по взысканию долгов, и вынужден ограничиваться только автодозвоном и рассылкой писем. А так как этим уже никого не испугаешь, в ход идут более радикальные методы: хамство, угрозы и вымогательство, что можно объяснить желанием коллекторов подзаработать на своих неплательщиках. Как следствие – увеличение жалоб от должников, которые не хотят мириться с произволом взыскателей, хотя на деле наказать такого специалиста бывает крайне сложно: так, недавно НАПКА провела расследование нескольких вопиющих случаев угроз со стороны ведущих коллекторских компаний и установила, что рассылка текстовых смс сообщений должникам осуществлялась через Интернет, поэтому выявить виновных фактически невозможно. 

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !