|

Коллекторы стали вежливее?

В 2014 году свыше 50% заемщиков жаловались на непрофессиональные действия сотрудников коллекторских агентств, которые нередко преступали закон и оказывали психологическое давление. В этом году, по данным статистики общероссийской организации потребителей «Финпотребсоюз», в абсолютном значении жалоб все так же много, но уже видна положительная динамика – только 40%.

Как рассказал председатель правления «Финпотребсоюза» Виктор Майданюк, в целом за 6 месяцев 2015 года был зафиксирован 20-ти процентный рост количества претензий заемщиков в адрес сотрудников коллекторских агентств, банков и микрофинансовых организаций (до 1 тыс. обращений). Но доля жалоб на прямые угрозы, грубость при общении и оскорбления снизилась до 40%, хоть и остается достаточно высокой. Такую динамику можно объяснить расширением влияния крупных коллекторских компаний, которые стараются придерживаться закона и не нарушать права клиентов.

Нельзя не отметить другую актуальную проблему – рост числа жалоб заемщиков на разглашение конфиденциальной информации о наличии и сумме долга. Видимо, коллекторы пытаются оказывать давление на неплательщиков через их близкое окружение – родственников, друзей, соседей и руководителей. И такой прессинг очень часто дает положительный результат: выведенный из состояния психологического равновесия, должник пытается как можно быстрее вернуть деньги, хотя вся эта ситуация негативно сказывается на его взаимоотношениях на работе и с семьей. В частности, один из самых популярных приемов коллекторов – это развешивание объявлений или надписи на стенах подъездов, где живут неплательщики, что больше похоже на вандализм.

По словам Виктора Майданюка, более 25% претензий граждан к действиям коллекторов – это ошибочные требования несуществующих долгов, когда задолженности нет или она уже погашена. Все это приводит к тому, что иногда граждане вынуждены месяцами обивать пороги МФО, банков и коллекторских агентств, чтобы добиться исправления недостоверной информации. И все это время коллекторы продолжают требовать долги, доводя некоторых заемщиков до психологического срыва.

У финансового омбудсмена Павла Медведева есть свое пояснение сокращения числа жалоб на действия коллекторов. Он полагает, что этого удалось добиться путем участия в процессе всех заинтересованных сторон – защитников прав заемщиков, Центробанка и Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). При этом Павел Медведев подчеркнул, что за первое полугодие 2015 года в НАПКА поступило около 1,5 тыс. жалоб от клиентов – а это примерно столько же, сколько за весь прошлый год.

Но в ближайшее время практиковать незаконные методы взыскания долгов станет намного сложнее: ожидается, что скоро законодатели рассмотрят сразу два законопроекта о коллекторской деятельности, инициированные правительством и сенаторами. Предполагается, что контроль за нераспространением информации о задолженности граждан будет максимально ужесточен, взыскатели не смогут работать с должниками, которые являются недееспособными или психически нездоровыми гражданами, а также будет четко регламентировано время, когда можно будет беспокоить неплательщика (с 22.00 до 8.00 в будние дни и с 20.00 до 9.00 в выходные и праздничные дни).

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !