|

Коллекторский рынок остро нуждается в регулирующем законе

Коллекторский рынок остро нуждается в регулировании, что неоднократно подчеркивали кредитные аналитики, опираясь на данные по увеличению числа злоупотреблений со стороны компаний, осуществляющих работу по взысканию долгов. Но предполагаемый законопроект, видимо, надолго погряз в дискуссиях, хотя его воздействие на рынок можно сравнить с последствиями принятия в прошлом году закона о потребительском кредитовании.

Напомним, на текущий момент предложены две версии закона о коллекторской деятельности. Автор первого проекта – член Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета федерации Олег Казаковцев, который уже внес документ на рассмотрение в Государственную думу. Второй проект разработало Министерство экономического развития, поэтому он считается базовым документом, предложенным правительством страны.

Но уже при первом же обсуждении отдельных норм законопроекта стало очевидно, что сторонам будет сложно договориться относительно соблюдения определенного баланса интересов кредиторов, должников и их взыскателей.

Еще один актуальный вопрос – это выбор регулятора. В проекте документа Олега Казаковцева указывается, что функции такого органа должен перенять на себя Банк России, в то время как в правительственном законопроекте предлагается создать отдельное правительственное ведомство.

Достаточно даже беглого изучения статистики заявлений от заемщиков, чтобы осознать, насколько актуален вопрос о принятии закона, регулирующего коллекторскую деятельность. За период 2013-2015 гг. в прокуратуру было подано более 22 тыс. жалоб на действия профессиональных взыскателей, правда, 19,5 тыс. жалоб были признаны необоснованными.

За этот же период было возбуждено 250 уголовных дел в отношении лиц, осуществляющих работу по взысканию долгов, а это примерно по 100 дел за каждые 12 месяцев. Несложно подсчитать, что, так как количество потенциальных клиентов коллекторов составляет примерно 10 млн. человек, то только лишь в 0,001% случаях происходят правонарушения, которые становятся поводом для возбуждения уголовных дел.

Чтобы выявить самые распространенные жалобы должников, в НАПКА был создан единый комитет по рассмотрению обращений от граждан. За 2014 год им было обработано 1,5 тыс. жалоб, в то время как в 2015 году поступило около 3 тыс. обращений от граждан, что можно объяснить увеличением объема взыскания проблемных долгов.

Порядка 30% жалоб заемщиков касается их несогласия на передачу персональных данных коллекторам и сомнений, что такие компании имеют право требовать возвращения кредитных долгов. Около 10% потребителей не согласны с выставленной им суммой задолженности и уверены в неверном начислении процентов или штрафов. Более 5% жалоб касаются незаконных действий коллекторов, когда они продолжают звонить должникам уже после погашения задолженности, а 1-2% обращений – это жалобы на противоправные действия коллекторов при взыскании просроченных обязательств.

При этом уже типичной стала ситуация, когда заемщик оплачивает долг по старым реквизитам, в то время как задолженность уже передана другому взыскателю. В таком случае платеж «зависает» на неопределенный срок и хотя долг фактически погашен, потребителю начинают звонить коллекторы, пытаясь заставить его снова оплатить платеж.

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !