|

Финансовый омбудсмен не может справиться с потоком жалоб от заемщиков

С каждым месяцем финансовому омбудсмену поступает все больше жалоб на действия страховых компаний, коммерческих банков и микрофинансовых организаций, причем на данный момент количество обращений уже на треть больше, чем он может обработать в установленные для этого сроки. Отметим, что это своеобразный рекорд, начиная с октября 2010 года, когда финансовому омбудсмену стали поступать первые жалобы, в связи с чем срок их обработки все время растет, чем недовольны потребители.

До весны 2015 года в рассмотрении обращений не было никаких задержек, о чем сообщил финансовый омбудсмен Павел Медведев. Но теперь служба буквально не успевает «резать конверты», хотя ее производительность труда составляет 700 заявлений в месяц. Сегодня по приблизительным подсчетам граждане подают до 1 тыс. жалоб с явной динамикой на увеличение их числа. Это привело к тому, что новые заявления рассматриваются с двухмесячной задержкой, что вызвано чрезмерной нагрузкой на службу финансового омбудсмена.

До конца прошлого года ситуация была немного другая: в среднем уполномоченному поступало 200-500 заявлений в месяц, а впервые больше 700 заявлений поступило в октябре 2014 года. Такая тенденция сохранилась и в текущем году: согласно данным статистики, за 6 месяцев финансовый омбудсмен получил на 60% больше обращений, чем за аналогичный период прошлого года.

Самая распространенная причина обращения – это просьба о реструктуризации текущей задолженности (изменение действующих условий погашения). На втором месте – просьба о предоставлении консультационных услуг, в чем заинтересованы потребители.

В такой ситуации необходимо срочно принять закон о финансовом омбудсмене. В противном случае, считает Павел Медведев, подобная работа будет все больше напоминать профанацию.

Увеличение количества желающих получить поддержку у финансового омбудсмена обусловлено достаточно «удручающей» кредитной статистикой и снижением доходов граждан. Так, к примеру, по состоянию на 1 сентября 2015 года доля проблемных обязательств с просрочкой более 90 дней в общем портфеле розничных ссуд составила 10,6% и достигла значения в 1,14 трлн. руб. При этом у микрофинансовых организаций, которые не обременены жестким регулированием Центробанка, ситуация с просрочкой тоже стала негативной и составила 43% от их общего кредитного портфеля. Другими словами, когда запускалась работа управления финансового омбудсмена, нагрузка была намного меньше. Но по мере роста проблем на кредитном рынке, количество обращений существенно увеличилось, с чем сегодня приходится сталкиваться омбудсмену. Отсюда следует проблема низкой пропускной способности и формирования своеобразного «хвоста». И это при том, что сегодня большой объем работы приходится выполнять не только омбудсмену, а и судам, перегруженным исками о принудительном взыскании долгов.

Единственное решение данной проблемы – это оперативное принятие закона о финансовом уполномоченном, что поможет снизить нагрузку на кредитном рынке. Но законодатели еще не готовы к его рассмотрению, а определенного пессимизма добавляет ситуация с еще одним законопроектом – о регулировании коллекторской деятельности, который придется переписывать с чистого листа, перечеркнув 5 лет, потребовавшихся для его разработки. 

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !