|

Доля кредитных заявок от мошенников выросла в два раза за 9 месяцев 2015 года

За первые три квартала 2015 года доля кредитных заявок с подозрением на мошенничество выросла вдвое и превысила значение 2% от общего числа подаваемых запросов на получение заемных средств.

Практически все атаки мошенников происходят с использованием «подставных» телефонных номеров. Как отмечают представители Бюро кредитных историй, сегодня кредитное мошенничество – это тоже бизнес, поэтому его участники пытаются сократить свои издержки, используя одни и те же документы и телефоны для подачи заявок в разные кредитные организации. Проблема в том, что мошенники не обращаются с одним и тем же пакетом документов к одному кредитору, что мешает их оперативному выявлению. Но компании установили свои «кластеры негативного поведения» - специальные сервисы, которые аккумулируют данные от нескольких крупных участников финансового рынка.

«Анализ совершенных попыток/хищений кредитных средств в 2014-2015 годах показал: для получения кредитов мошенническим путем использовались наиболее «уязвимые» продукты - потребительские кредиты. В период активного потребительского кредитования значительная доля мошеннических действий выявлялась на этапе подачи заявок. Способ совершения клиентом подобных мошеннических действий был прост: это предоставление подложного документа, ложных данных», - пояснил один из экспертов.

В текущем году количество попыток мошенников прокредитоваться в банках или МФО существенно снизилось. В первую очередь это связано с замедлением темпа прироста объемов розничного кредитования и ужесточением требований к потенциальным клиентам. При этом из банков мошенники стали переходить в микрофинансовые организации, так как такие компании продолжают выдавать потребительские ссуды, не уделяя должного внимания проверке предоставленных клиентами сведений. Кроме того, отмечается перемещение в сторону кредитов для малого и среднего бизнеса: теперь мошенники «прощупывают», как можно обманывать кредиторов и в этом секторе, похищая кредитные средства.

Не исключено, что при анализе заявок на противоправные действия НБКИ учитывали и те заявки, в которых клиенты предоставляют недостоверные сведения о месте работы или уровне своих доходов. Но увеличение доли таких обращений можно также связать с ситуацией в стране, когда все больше граждан начинают получать зарплату «в конверте» или несистематически получают свои доходы. Осознавая тот факт, что при правдивом указании сведений о работодателе и размере получаемых доходов заемщику откажут в кредитной помощи, он может попытаться обмануть будущего кредитора, указав недостоверные сведения или завысив размер своих доходов. И после отказа в одной кредитной организации такие клиенты обращаются в другие компании, из-за чего сложно проследить статистику «реального» мошенничества.

Впрочем, с завидной регулярностью нечестные заемщики штурмуют микрофинансовые организации, где используются не такие жесткие критерии отбора и проще получить деньги без представления справки, подтверждающей доход. Но такие компании уже тоже начали использовать специальные инструменты по выявлению мошенников, перекладывая риски невозвратов на добросовестных клиентов (учитывая высокие ставки, МФО полностью перекрывают свои убытки от просрочек и получают стабильный доход).

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !