|

Банки стали чаще делиться своими «отказниками» с микрофинансовыми организациями

В последнее время можно наблюдать новую фазу борьбы за потенциальных заемщиков: чтобы отвоевать часть рынка, микрофинансовые организации все чаще начинают сотрудничать с коммерческими банками, получая от них базы данных «отказников» - клиентов, которым было отказано в выдаче кредитов из-за плохой кредитной истории, низкого дохода, отсутствия документов и т. д. По данным МФО, до 20% их новых заемщиков пришли из банков, хотя, по мнению экспертов, подобное сотрудничество вряд ли продлится очень долго из-за слишком высоких рисков убытков для его обеих сторон.

Новатором в данной области стала МФО «МигКредит». По словам ее директора по маркетингу Надежды Денисовой, на данный момент часть вновь поступивших клиентов пришли за займами из банков, где они не смогли оформить кредиты. Такие «отказники» - это ключевой драйвер роста микрофинансового рынка, причем результаты были настолько оптимистичными, что компания решила сотрудничать по такой схеме еще с некоторыми банками.

Как отметила Денисова, компания активно сотрудничает с другими участниками рынка и открыта к взаимному сотрудничеству. На данный момент МФО представлена в 30 регионах РФ, а ее клиенты могут получать займы, даже если до этого им отказали в кредитовании.

Подобное сотрудничество выгодно и для банкиров. В частности, они получают комиссионное вознаграждение в сумме до 2 тыс. руб. за каждый оформленный займ и до 10% компенсации своих затрат на маркетинг, направленный на привлечение клиентов. Кроме того, предусмотрен целый комплекс различных схем взаимодействия с банками, за счет чего слияние баз происходит без существенных затрат на сопровождение.

«Успех сотрудничества между банком и МФО — в правильном сегментировании целевой аудитории и точном учете всех стоп-факторов финансирования клиента, в эффективном решении юридических вопросов сотрудничества и подборе правильного продукта», — отмечает Надежда Денисова. Она также считает, что негативное отношение некоторых банков к МФО можно объяснить их опасениями потерять часть своих клиентов, а также нарушить закон, предусматривающий защиту персональных данных. Но в «МигКредит» уверены, что такие опасения напрасны: базы у банков и микрофинансистов разные, а чтобы не нарушать закон, необходимо предусмотреть в договоре отдельный пункт о передаче личных данных клиента третьим лицам.

Учитывая затянувшийся кризис, подобный процесс передачи будет только усиливаться, что полностью отражает текущую динамику: из-за ужесточения требований к потребителям все сложнее оформлять кредиты в банках, но они могут получать необходимую финансовую поддержку, обращаясь в МФО. В последнее время число таких отказов значительно увеличилось, хотя, с точки зрения микрофинансистов, многие «отказники» - это достаточно качественные клиенты, которым можно выдавать микрозаймы. Таким образом, банки хотя бы частично компенсируют свои затраты на обработку кредитных заявок, а МФО получают клиентов и увеличивают объемы кредитования. «По мере сокращения банками аппетита к риску, а также по причине корректировки ими своих кредитных политик, получить кредиты в банках в настоящее время могут в основном «качественные», хорошо знакомые банкам заемщики», — отмечает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. В связи с этим часть потребителей, которые ранее были клиентами банков, но теперь стали «отказниками», все чаще переходят на обслуживание в МФО.

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !