|

Банки и МФО еще не воспринимаются как единое целое

Последний год не располагал к росту объема потребительского кредитования: наличные займы находились практически на нулевой отметке, карты с лимитами фактически не интересовали граждан, а в целом, по сравнению с данными 2014 года, рынок «упал» на 50%. Но в последние месяцы уже наблюдается положительный тренд: по мнению экспертов, потребкредитование начало постепенно оживать и уже в августе падение замедлилось до 20%. И далеко не последнюю роль в таком росте сыграли микрофинансовые организации, причем, судя по популярности данной деятельности, свои собственные компании уже открыли некоторые крупные коммерческие банки - «Хоум кредит банк» и ОТП банк.

Предпосылок для популяризации займов до зарплаты сейчас очень много: если, к примеру, сравнить «продуктовую корзину» потребителя с доходом 20-30 тыс. руб., то можно увидеть, что в среднем с декабря 2014 года по январь 2015 года ее составляющие подорожали в среднем на 20-30%, а по отдельным позициям на 50%. Причем рост цен был очень резкий и повсеместный и хотя многие россияне охотно бы брали потребительские кредиты для удовлетворения своих ежемесячных доходов, банки перестали одобрять заявки, опасаясь увеличения объема проблемной задолженности.

А вот микрофинансовые организации сочли, что текущая ситуация как раз располагает к выдаче небольших займов, которые, с одной стороны, будут вполне посильны для потребителей, а, с другой стороны, будут пользоваться большим спросом у тех, кто не может самостоятельно покрывать свои текущие расходы. Только подходы к микрофинансированию со временем изменились, что отмечают все участники кредитного рынка.

В первую очередь это обусловлено новой политикой коммерческих банков, часть из которых уже организовали собственные МФО или собираются это сделать, чтобы перенаправлять туда своих «отказников». Все большей популярностью пользуется сотрудничество банков с микрофинансовыми организациями, от чего получают выгоду все участники процесса: для микрофинансистов это возможность пополнить базу своих клиентов и использовать банковские кредиты как партнерский канал для привлечения новых пользователей, а для банков – это возможность получить комиссионный доход, что крайне актуально на фоне снижения рентабельности их деятельности.

Но нельзя не отметить, что часть банков предпочитает держаться в стороне от микрофинансового рынка. Это связано с введением ЦБ значения ПСК для всех видов кредитов с целью ограничения их максимальной стоимости, который посчитал, что это эффективный метод снять высокую закредитованность с населения. А создание дочерних МФО – это как раз способ обойти ограничение, чем не хотят заниматься некоторые банки, опасаясь санкций со стороны регулятора.

Другие участники рынка даже не видят преимуществ в сотрудничестве с микрофинансистами, полагая, что, несмотря на сложные времена, не стоит делать из этого большую трагедию. Вслед за спадом последует подъем, который эксперты прогнозируют на вторую половину 2016 года, а, передавая клиентов в МФО, можно, в конце концов, их полностью потерять, тем более что многие просто перестанут доверять банку, который предлагает им сложную и нагроможденную схему потребительского кредитования. Но процесс все-таки набирает обороты, микрофинансовый рынок растет, а россияне все чаще берут займы до зарплаты, отдавая предпочтение новым, но не менее удобным кредитным продуктам. 

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !