|

2015 год: МФО «повзрослели» и «выросли»

На прошлой неделе в Москве участники Микрофинансового инвестфорума подвели предварительные итоги 2015 года и обсудили проблемы микрофинансового рынка РФ придя к мнению, что текущие проблемы в экономике страны только повышают уровень конкурентоспособности кредитных компаний, а новые требования регулятора хоть и влияют на гибкость кредиторов, но заставляют их использовать более взвешенный подход при оценке своих кредитных рисков.

Если провести анализ, исходя из показателей финансового состояния МФО, то станет очевидно, что они смотрятся достаточно благополучно на фоне других участников кредитного рынка: так, если банковский сектор демонстрирует стагнацию и сокращение показателей на 10%, то микрофинансисты констатируют увеличение доли в этом сегменте на 71,23%.

По данным Национального бюро кредитных историй, в структуре необеспеченных кредитов МФО теперь принадлежит не 0,56%, как это было на начало 2015 года, а 1,06%. А сами компании приняли непосредственное участие в формировании 4,5 млн. кредитных историй заемщиков.

 По словам директора СРО НП «МиР» Андрея Паранича, это вполне объяснимо, так как клиенты, которым отказывают коммерческие банки, пытаются оформлять займы в микрофинансовых организациях. Повышение спроса со стороны потребителей неизменно влечет за собой рост рынка, в связи с чем вполне закономерно, что рынок микрофинансовых институтов достиг значения в 145 млрд. руб.

Но вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что в этом году существенным изменениям подвергся и сам рынок: так, если в 2014 году насчитывалось 4184 зарегистрированных компании, а из реестра было исключено 2156 МФО, то в этом году это 3681 и 3479 компании соответственно.

Нельзя не отметить высокие темпы падения уровня просроченной задолженности, что свидетельствует о постепенном оздоровлении рынка. Так, если в начале года это было 33,5% обязательств, то уже на начало ноября – только 29,2%. И хотя у банков показатели просрочки намного ниже, такое резкое падение объема указывает на использование МФО более эффективного риск-менеджмента, что крайне необходимо в условиях усиления регулятивных и надзорных требований. Теперь микрофинансисты более пристально оценивают платежеспособность своих клиентов и более щепетильно отбирают претендентов на получение потребительских займов.

В рамках реализации более «осторожной» политики потребительского кредитования МФО также снизили сумму займов для новых клиентов: если в 2012 году на потребительские нужды граждане моги получить в среднем 12,4 тыс. руб., то в 2015 году – это 9,8 тыс. руб. А индивидуальные предприниматели теперь вынуждены довольствоваться 5 тыс. руб. вместо 884,4 тыс. руб., как это было в 2012 году.

Микрофинансисты активно развивают направление по привлечению инвестиций, за счет чего совокупный объем вложенных в такие компании средств с 2012 года увеличился для собственников и учредителей почти в 7,5 раза, а для частных лиц – в 3 раза. В целом микрофинансовые институты постепенно вливаются в общую структуру финансовых организаций и пытаются усилить взаимодействие, что актуально в условиях кризиса. Еще одно отражение этого тренда – это увеличение числа запросов МФО на получение кредитных историй клиентов коммерческих банков. За счет этого также достигается снижение уровня риска при потребительском кредитовании при том, что банкиры также стали проявлять заинтересованность в получении «историй» заемщиков микрофинансовых организаций.

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет - возможно Ваш будет первым !